Аритмия

Что такое аритмия?

Аритмия - это нарушение ритма сердца. Сокращение сердечной мышцы происходит благодаря образованию электрического импульса в правом предсердии, который в последующем распространяется на желудочки сердца по проводящей системе. Каждый электрический импульс соответствует одному сокращению сердца. Если на каком-либо уровне проводящей системы случается проблема, это может вызвать аритмию или нарушение ритма сердца. Если частота сердцебиений составляет менее 60 ударов в минуту, такое нарушение ритма называется брадикардией, более 100 в минуту - тахикардией.

Каковы причины нарушений ритма?

Нарушения ритма могут быть у здоровых людей, но чаще они встречаются при заболеваниях сердца. Многие состояния могут способствовать возникновению аритмии. К ним относятся: наследственность; заболевания сердца; изменения в сердечной мышце;  пороки клапанов сердца;  ишемия;  повышение артериального давления;  диабет;  ожирение;  нарушение работы щитовидной железы; нарушение обмена веществ, особенно электролитов; стресс;  злоупотребление кофеином и алкоголем; курение;  пищевые добавки; прием некоторых медикаментов (противокашлевые, сосудосуживающие капли для носа).

Каковы симптомы аритмии (тахикардии)?

В некоторых случаях аритмия может протекать без симптомов. Но чаще встречаются ощущение частых сердцебиений, дрожания в грудной клетке или шее, общая слабость, головокружение, ощущение нехватки воздуха, боль в груди. Может быть также потеря сознания.

Какие существуют методы лечения нарушений ритма?

В первую очередь это изменение образа жизни, что уменьшает вероятность возникновения аритмии. Сюда относится отказ от курения, злоупотребления алкоголем, снижение массы тела при ожирении и другие.

Прием медикаментов для профилактики и контроля аритмии и состояний, которые могут способствовать ее возникновению (повышение артериального давления, ишемия, сердечная недостаточность).

Прием медикаментов, снижающих свертывание крови (для уменьшения риска образования тромбов и развития инсульта).

Какие виды аритмии бывают?

Все аритмии (тахикардии) делятся на две большие группы: суправентрикулярные (наджелудочковые) - находятся в предсердиях, и желудочковые - в желудочках сердца.

Суправентрикулярные (наджелудочковые) тахикардии (источник находится в предсердиях):

Синусовая тахикардия - является вариантом нормы. Характерно появление сердцебиений во время физической и эмоциональной нагрузки. Обычно не требует лечения.

Фибрилляция предсердий (или мерцательная аритмия) - одна из самых частых аритмий. В Украине проживает около 500 тыс. людей с такой аритмией. Характеризуется нерегулярным, хаотичным и частым ритмом. У людей с этой аритмией высокий риск возникновения инсульта, сердечной недостаточности. По статистике пациенты с фибрилляцией предсердий умирают в 2 раза чаще. В первую очередь для лечения этой аритмии используют медикаменты, при неэффективности последних - катерную радиочастотную аблацию (РЧА).

Трепетание предсердий - характеризуется частым регулярным сердечным ритмом. Плохо поддается медикаментозному лечению, поэтому для радикального устранения используют метод катетерной радиочастотной аблации, эффективность которого составляет 98-99%.

Пароксизмальная наджелудочковая (суправентрикулярная) тахикардия - часто встречается в неизмененном сердце. К этим тахикардиям относится синдром Вольфа-Паркинсона-Уайта (WPW), атриовентрикулярная узловая тахикардия. Симптомы проявляются только во время приступа и характеризуются очень частым сердечным ритмом. Вне приступа обычно признаки болезни не выявляются, хотя могут быть изменения на электрокардиограмме. Данные тахикардии не принято лечить медикаментами. Эффективность катетерной радиочастотной аблации (РЧА) составляет 99%. После процедуры РЧА обычно прием медикаментов не требуется.

Желудочковые тахикардии (источник находится в одном из желудочков сердца).

Приступ желудочковой тахикардии может перейти в фибрилляцию желудочков, что ведет к остановке сердца и смерти. Для лечения используют медикаментозные препараты, катерную радиочастотную аблацию, имплантацию кардиовертера-дефибриллятора и их сочетание.

Экстрасистолия - внеочередное сокращение сердца. Источником могут быть как предсердия, так и желудочки. Обычно проявляется ощущением перебоев в работе сердца, внеочередными ударами. Это нарушение ритма не всегда требует лечения. Однако, у некоторых больных частая экстрасистолия может вызывать более опасные нарушения ритма и изменения в сердце. В такой ситуации при неэффективности медикаментозного лечения используют метод катерной радиочастотной аблации (РЧА).

Детальную информацию по вопросам катетерной абляции можно получить у доктора по телефону: Вегуляр Светлана Сергеевна +38 050 422 7749 (с 8:00 до 18:00).