Гипергидроз

Еcли пот застилает глаза, одежда прилипает к телу, а из влажных ладоней выскальзывают предметы – антиперспирант уже не поможет. С чрезмерным потоотделением сталкиваются многие, и завит оно не от соблюдения личной гигиены. Как бороться с этой проблемой?

Повышенная потливость? Что это — косметическая или медицинская проблема? Зачем данной проблеме посвящать целый раздел? До настоящего времени большинство врачей просто разводит руками, когда к ним обращаются пациенты с жалобами на повышенную потливость ладоней и подмышек (гипергидроз). А тем временем повышенную потливость ладоней (ладонный гипергидроз)во многих странах мира официально признали болезнью и лечение ее даже покрывается медицинскими страховками.

Термин гипергидроз (повышенная потливость) происходит от латинского «гипер», что означает повышенный и «гидро», что соответствует русскому слову вода. Повышенное или избыточное потоотделение врачи называют гипергидрозом.

Гипергидроз по степени выраженности можно разделить следующим образом:

• гипергидроз лёгкой степени выраженности (потливость повышена, однако не воспринимается пациентом и окружающими как нечто ненормальное);
  • гипергидроз средней степени выраженности (есть некоторые социальные проблемы, например, неловкость при рукопожатии);
  • гипергидроз тяжёлой степени выраженности (мокрая одежда, запах пота ведут к тому, что окружающие люди начинают избегать контактов с таким человеком).

Гипергидроз делится на первичный и вторичный. Первичный гипергидроз появляется в основном в период полового созревания. Если вы обратились к врачу с проблемой повышенного потоотделения, прошли все обследования и сдали все анализы, а у вас не обнаружили серьезных проблем со здоровьем, – значит, имеет место первичный гипергидроз.

Вторичный же может быть одним из симптомов какого-либо заболевания, например, расстройства нервной, эндокринной, сердечно-сосудистой систем или нарушений, вызванных инфекциями. Первым делом необходимо посетить невролога, чтобы исключить какие-либо органические поражения центральной нервной системы, затем врача-эндокринолога. Нередко медики назначают успокоительные препараты для снятия нервного и эмоционального напряжения и, соответственно, – остроты гипергидроза. На начальных этапах лечения этот подход применяется. Но все-таки он недостаточен – может дать лишь временный оздоровительный эффект, а в целом проблему не решит.

В клинической классификации гипергидроза различают локальную форму (когда потливость ограничена подмышечными впадинами, ладонями, подошвами или областью лица) и генерализованную форму (когда задействована вся область расположения потовых желёз).

До сих пор многие врачи годами лечат повышенную потливость (гипергидроз)с помощью препаратов формалина, успокоительных таблеток и даже гипноза. Хотя уже 50 лет существует методика по радикальному устранению повышенной потливости ладоней и покраснения лица. Признание официального статуса повышенной потливости ладоней (ладонного гипергидроза) достигло своего пика после того, как в США при этом заболевании затраты на операцию стали покрываться медицинской страховкой. А как мы узнали совершенно недавно, симпатэктомия по поводу гипергидроза ладоней, лица и подмышек и стресового покраснения лица оплачивается страховыми компаниями в таких странах как Италия, Австрия, Великобритания, Бразилия, Аргентина.

Выраженное подмышечное потоотделение также может создавать серьезные проблемы для пациента. Так, доктор J. Swinehart описывает случай, когда на лекциях одного преподавателя колледжа студенты заключали пари, дойдет ли к концу лекции мокрое пятно от его подмышек до ремня брюк или не дойдет.

Таким образом, повышенная потливость - гипергидроз, который сам по себе никакой угрозы для здоровья не представляет, становится фактором, снижающим качество жизни человека.

— Химический состав пота

98-99% – вода, 1-2% – это соли натрия, калия и кальция, сульфаты, фосфаты, медь, марганец, железо, аминокислоты, холестерин, гормоны и другие.

— Почему возникает такое заболевание как первичный гипергидроз?

На сегодняшний день ответа на этот вопрос современная медицина не дает. Однако известно, что более чем в 50% пациентов подобным заболеваниям страдают родители.

Внимание! Устойчивый генерализованный гипергидроз требует тщательной клинической оценки. Эта форма повышенной потливости является симптомом, характерным для эндокринных, инфекционных и опухолевых заболеваний. Поэтому прежде всего необходимо дифференцировать локальный гипергидроз (как самостоятельный клинический диагноз) от генерализованного гипергидроза (как симптома основного заболевания).